Из чего только делают книжки?

Буквально на днях я проболталась любимому мужу, что отдаю книги в продажу по себестоимости… И получила вопрос: «Так что же, Фордевинд ничего на них не зарабатывает?» Гм. «Фордевинд живет», — ответила я, но поняла, что со стороны довольно трудно представить себе, что же такое «себестоимость». И не только моему вовлеченному в процесс мужу. 

Книжники-оптовики, немного разбирающиеся в китайской полиграфической промышленности, иногда уверенно говорят, что «себестоимость этой книги должна равняться одному доллару»... Государственные мужи нет-нет да и соберутся профинансировать какой-нибудь книжный проект в размере тридцати процентов полиграфических расходов... Сами авторы и художники мечтают истребить на корню «наглую капиталистическую гидру» — издателей, оставив прямую связь «авторское издание — магазин»...  Конечно же, и сами читатели негодуют: отчего это книги золотые, когда в наших лесах еще полно деревьев?!

Отсюда вывод: понятие «себестоимость», а именно — то, из каких расходов складывается цена книги (еще проще: какие действия необходимо предпринять, чтобы создать книгу и донести ее до читателей) остается для большинства людей загадкой.
Любимый муж потребовал от меня список статей расходов. Что ж, довожу его до сведения окружающих с некоторыми комментариями.

Себестоимость  книги состоит из:

Стоимости лицензии (приобретение прав у автора и художника) — это уже почти ни у кого не вызывает сомнений. Да, если автор/художник жив и создает для нас с вами произведение, его труд оплачивается.

Типографских расходов — стоимости материалов и услуг полиграфии.

Арендных платежей. Во-первых, вам надо где-то работать — это место называется «офис» или «редакция», и каким бы крохотным оно не было, его аренда — ваши ежемесячные расходы. Во-вторых, вам надо где-то хранить книги — это называется «склад». Он может быть собственным или являться складом ответственного хранения, но в обоих случаях это тоже ежемесячная сумма за занимаемый метраж.

Транспортно-логистических расходов. Давно прошли те времена, когда эти расходы составляли три процента в составе себестоимости. К сегодняшнему дню они стали почти на порядок больше. Тут все понятно: это ведь оплата не только водителя, но и страхование груза, и расход бесконечно дорожающего бензина, и амортизация транспорта. К тому же Россия — довольно большая страна. Живи мы в каком-нибудь Лихтенштейне, вопрос с логистикой на территории 160 км решался бы значительно проще.

Зарплат сотрудников. Чтобы создавать книги, как минимум, нужны директор (хотя бы за тем, чтобы подписывать документы и нести за все ответственность), редактор и верстальщик. По-хорошему — бухгалтер и менеджер по продажам. Совсем замечательно, если у вас в штате будут менеджер по рекламе и  администратор сайта. Впрочем, если нет бухгалтера, менеджеров по продаже и рекламе и администратора сайта, скорее всего, эти функции в вашей компании просто выполняет кто-то другой.

Редакционных расходов. Выплат тем замечательным необходимым людям, которых вы не можете принять в штат, потому что не можете завалить их работой настолько, чтобы им хватало на жизнь. К примеру, это переводчики, корректоры и дизайнеры.

Страховых взносов. Те самые сборы и взносы в различные социальные фонды, которые отчисляются от зарплат и любых редакционных выплат: в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, а также на оплату Обязательного медицинского страхования.

Услуг грузчиков. До поры до времени тиражи можно разгружать самим. Но рано или поздно еженедельная физ.нагрузка в несколько тонн может порядком надоесть (хорошо, если не успеет подпортить позвоночник). И вы поймете, что профессиональные услуги грузчиков стоят пусть и дороже профессиональных услуг костоправов, но в общефизическом плане вы, несомненно, что-нибудь выиграете.

Расходов на маркетинг. (Заметьте, никто не говорит про растяжки на Невском!) Эти расходы диктует сама жизнь. Так или иначе, но вы должны представлять свою продукцию - а значит, это расходы на выставки и каталоги.  Так или иначе, но вам захочется побаловать читателей, а значит, вы вложитесь в какую-нибудь продукцию, которую будете дарить. Все эти блокноты, ручки, пакеты, создание новых сайтов, командировки — их тоже «набегает» за год, и все это тоже ложится в книгу.

Проценты по кредитам. Издатели не печатают деньги. Они печатают книги. Но деньги берут там же, где и все — в банке. Просто вместо того, чтобы взять кредит на машину, они берут кредит на тираж. Вот и вся разница. Однако проценты по кредитам — это тоже расходы. И они тоже идут туда, в себестоимость.

«Прочих» расходов. То, без чего не обойтись в любой деятельности:  вам нужны программы и интернет, сотовый оператор, хостинг для вашего сайта, картриджи для документов, принтер и сканер, компьютеры для сотрудников, папки для бумаг, ISBN для книг, роуминг для сети… Вы удивитесь, какое количество административно-хозяйственных договоров можно иметь даже будучи микро-издательством.

Налогов. В самом простом случае - налог на доходы или минимальный налог с доходов за минусом расходов. А также НДС, ежели таковой имеет место быть в вашей практике. В любом случае, он уплачивается в бюджет, если вы покупаете лицензию за границей, даже если в общем и целом освобождены от его уплаты.

Вам показалось, это все? Это не так. Есть менее очевидные вещи. Они не кладутся в себестоимость книги бухгалтером, но все-таки отражаются на цене. Потому что, не отражайся они в ней, производство будет убыточным.

Возвраты и брак. Когда книжка какое-то время постояла в магазинах, магазин вправе вернуть ее поставщику. Так бывает. Ну, по какой-то причине даже самые лучшие и ходовые книги в каких-то магазинах просто не продаются. Каким бы замечательным ни был магазин, даже книги «без элементов предпродажной подготовки», возвращенные обратно в издательство, имеют вид довольно поюзанный. Отчего у них нет повторного шанса. Также случается брак транспортировки (это когда паллет заваливается на бок или ножка роклы врезается в бок), брак полиграфии и брак хранения. Все погибшие книги хоронятся с почестями и эти похороны неявно закладывается в себестоимость следующих тиражей в виде процентов на брак и возвраты.

Дохлая дебиторка. Это долги магазинов. Такие долги, которые никогда уже не вернутся. Ошибка руководства или просто неблагоприятные условия, и вот мы имеем хороший магазин, который продал наши книги, но которому не чем с нами рассчитаться.

Инфляция. Сводки официальной инфляции вы можете прочесть в интернете. Каким образом инфляция затрагивает производителей книг? Ну, во-первых, редко когда издатель торгует книгами «в деньги» (то есть контрагент расплачивается здесь и сейчас). В большинстве случаев — это растянутые на месяцы отсрочки платежей. Деньги за тираж, разошедшийся за полгода, в лучшем случае вернутся за год-полтора. А если тираж продается несколько лет? В то же время за редким приятным исключением дополнительные тиражи всегда будут на 10% дороже предыдущих. И это тоже нельзя сбрасывать со счетов.

Все эти расходы, налоги, проценты, страховки закладываются в каждую книжку, выпущенную издательством за год, — и вы уже понимаете, что ее цена не ограничится стоимостью полиграфии. Типографские расходы в общем случае составляют всего лишь около 30% от себестоимости книги.

Поэтому, когда государственные мужи заявляют о ФИНАНСИРОВАНИИ книжного бизнеса, подразумевая покрытие 30% стоимости типографских услуг, речь в конечном итоге идет о покрытии всего лишь 1/10 части затрат. Оно, конечно, все равно приятно, но не стоит ждать, что в глобальном масштабе (например, цена книги в магазине) в связи с этим что-нибудь изменится.

Поэтому авторы и художники, желающие избавиться от «нахлебников» в виде издательств, на мой взгляд, должны понимать, что тогда им самим придется выступить «издательством» — той организационно-финансово-производственно-торговой структурой, от которой они всячески открещиваются.

Поэтому, когда вы в следующий раз увидите книгу в магазине, разделите ее цену хотя бы на два (так вы получите примерную отпускную цену издательства) и подумайте: эта цена больше или меньше стоимости чашки кофе, которую вы выпили в кафе в выходные? Вы по-прежнему считаете, что приготовить чашку кофе - сложнее, чем выпустить книгу? )

p.s. Когда я где-нибудь натыкаюсь на вопросы, отчего издатели то и отчего издатели сё, да почему бы им и так далее — я всегда подробно отвечаю. Конечно, это взгляд исключительно с моей колокольни, с других колоколен наверняка открываются другие виды и перспективы. Однако даже самые логичные и простые доводы многие читают как-то «по-своему», переиначивая смысл. Не знаю, возможно, им просто удобно не отказываться от своих представлений. Поэтому у меня нет иллюзий, что я вот сразу, за один только пост, что-то смогу объяснить. Изменить отношение. Мне просто хочется показать, что издательство - это не шкатулка с деньгами, не машинка по оценке рукописей, не посредник между автором и типографией, не разбойник, отнимающий кровные у читателей... тут еще несколько «не»... Издательство — это непрерывный производственный процесс. И для некоторых — жизнь.

Все статьи раздела «Блог издателя»

Уведомить о выходе книги