Тексты: живые и мертвые

С благодарностью девушке Оле, отважно отдавшей мне рукопись на «разбор по косточкам», чтобы диалог продолжался…  По счастью, текст оказался симптоматичным. Встречается часто: вроде, жуется-читается. Сюжет какой-никакой. Герои, подводки, приемы. Но «не цепляет».  Думаешь: что? Почему? Взвешиваешь: ни грамма эмоций. Меряешь: ни дюйма волнений.  Ни одного натянутого нерва. Диагноз: текст мертв. 

«Для кого вы пишете?!» - хочется орать. Такими словами, такими фразами пишут скучнейшие справочники. Иски и показания. Сочинения в выпускном классе. Истории болезни и некрологи. Болотная водица, озерцо с лягушками - типичное H2O. Где те гигагерцы, которыми вы собирались вмазать по нервам и взорвать Вселенную?!.

…Я долго не понимала причины болезни. Сейчас, констатируя пандемию, вижу: дело не в авторах. Причина заболевания – вирус. Назовем его эС-Бэ-эС: социальность, безопасность, стабильность. Инъекции вируса всаживаются прямо в мозг - профилактика незащищенных социальных контактов.  Все должно быть «ровненько». Спокойно. Прилично. Безопасно. Скажи негативу «нет». Не смотри. Не бойся. Не переживай. Он не стоит твоих слез. Это не стоит твоих нервов. Не смейся слишком громко. Не плачь на людях. Я счастливая мать счастливых детей. У меня прекрасная работа. Мой дом - моя крепость. Я лучше всех. Используй фильтры и фотошоп.


О, как же это удобно! Как утешает! СБС ограждает от насмешек, сомнений, опасных страстей. 3D иллюзия контроля. 4D иллюзия счастья.


Знаете, в чем тут проблема? В желании быть безупречным. Но безупречная жизнь – скучна до невозможности. Отвратительны герои «без страха и упрека», лишенные чувств и рефлексий. Не интересны авторы на допинге СБС.


Думаете, для текста достаточно сюжета? Да кому он нужен?! Что вы можете предложить, чего не было придумано до вас? Сюжет – просто карта, маршрут движения. Люди на этом маршруте – вот, что по-настоящему важно. Эмоции, мысли и чувства.


Сюжетами движут конфликты. Героями – несовершенства, комплексы, страхи. Движущая сила Вселенной – несправедливость. Откопайте в себе несовершенства, выньте наружу комплексы, откройте ящик со страхами, в тысячный раз вскройте раны, вспомните боль, влезьте в чужое отчаянье, чтобы самому превратиться в отчаянье и боль… А вы что хотели? Розового сиропу? Радостных слоников?.. Серьезно?!


По моему скромному мнению, автора от другого человека отличают рефлексия и эмпатия. Сердце его – чувствительный резонатор: в ответ на слабое колебание – мощнейшая волна. Когда другой спотыкается, вы падаете. Когда рядом лгут - вас рвет. Когда где-то кого-то обидели, вас протыкает во-о-о-от такими гвоздями…  Если вы можете ТАК чувствовать - почему же вы ТАК не пишете?..


Страшно?..Да, писать тексты – это чудовищно страшно. Быть автором – это осознанно стать беззащитным.  Снять социальные шкуры, сбросить защитную броню, стащить статусную одежду, избавиться от красивого белья - и так, в наготе, с недостатками, предстать перед читателем.  Голым и искренним.


Быть автором - это больно. Требуется специальная настройка души, чтобы было еще больнее. Сознательное оголение нервов. Жизнь в индивидуальном аду.


На днях нашла у Татьяны Юрьевны Соломатиной: «обдираешь собственноручно с собственных же нервных волокон миелиновые оболочки». Подписываюсь под каждым словом. Только так пишутся живые тексты. Никак иначе. 



<- Союз Писателей и психоанализ


следующий материал в работе ->

Уведомить о выходе книги