Почему «Метро»?! Эссе ведущего редактора

«Метро Петербурга», книга, открывшая в издательстве год, — личный проект нашего ведущего редактора Маргариты Ковалёвой. Разумеется,  все книги издательства отражают интересы и страсти его сотрудников. С удовольствием размещаем эссе Маргариты, поясняющее, как так случилось, что ее страстью стало метро Петербурга (а впоследствии — превратилось в настоящую исследовательскую работу на многие месяцы).  

ПОЧЕМУ «Метро»?
Где-то после школы у меня были восхитительные джинсы со схемой метро на штанине. Зачем я ее нарисовала? Не знаю, так было надо. Сейчас схема подземки разрослась как весенний куст, рисунок на штанах стерся, а сами они поселились в деревенском шкафу за печкой. Но ощущение важности цветных линий, какой-то странной причастности к спрятанному ниже уровня моря миру осталось и окрепло.

Люди
Метро – это всегда другой мир. Там не спрятаться (или наоборот, смотря что тебе в этот момент нужнее), все как на ладони, все чужие, но все они - твои попутчики. Здесь сразу видно, кто воспитан, а кто так себе хрюшка. В замкнутом пространстве каждый развлекается как может – и это тоже очень показательно: книги, игры, смартфоны. Особенно интересно, как ведут себя дети и как с ними в метро взаимодействуют взрослые. Кто-то придумывает ребенку занятия или рассказывает интересное, кто-то делает вид, что его ребенок вовсе и не пинает ботинками всех вокруг. Некоторые дети жадно вглядываются в темные стены тоннелей, другие страдают на каждой остановке: «Это наша? Выходим?».  Ох, а если детей группа? Целый класс школьников! Страшный сон и пытка для пассажира. Самые увлекательные сумасшедшие обитают в метро. Самые обаятельные и неожиданные люди. Самая крутая возможность быть собой и побыть наедине с собой, находясь в толпе. В идеале – с любимой музыкой.

Музыка
Есть несколько произведений, которые заставляют сердце разрываться на части с самых первых нот, с двух слов. Одно из них для меня – мюзикл «Метро». Изначально польский, потом поставленный в Москве. Я была на питерских гастролях, маленькая, сидела за колонной и ничего толком не видела. Но оно засело внутри и не вылезает – история об огромной мечте и не менее огромной цене за ее достижение. Разные, непохожие друг на друга люди собираются вместе и делают шоу в подземке.

«Когда в густой толпе ни пары глаз живой —
Лишь вдоль домов бредут безликие оравы,
Наплюй на то, что здесь не слышен голос твой.
Спустись в метро - там ждут тебя другие нравы»

Музыканты в метро – вот кого я бесконечно люблю. От дурацких до виртуозных, от заезженных хитов до чего-то удивительно редкого, но знакомого. Даже сейчас, когда половина – унылые и похожие друг на друга, поющие одну и ту же песню («RHCP» обыкались, наверное). Но это всегда круто: барабаны, отзывающиеся в глубине грудной клетки, нежные флейты, неловкие скрипки и гитары, гитары, гитары. Лучшее применение для монеток в кармане.

Кино
«Подземка» Люка Бессона (1985 год) тоже о тех, кого не видно там, наверху. И тоже (частично) о музыке в метро. Там невероятная Изабель Аджани (и Жан Рено в крутейшей роли, вроде бы даже без слов, зато с барабанными палочками). Не буду вспоминать все фильмы о метро или частично снятые в метро, но вот кусочек «Дневного дозора» в декорациях родной питерской «Политехнической» очень люблю.>

Книги
В метро или слушают музыку, или читают. Книги бумажные и электронные, в телефонах, на распечатках, - ехать на другой конец города без книги грустно. Это традиция, это ритуал и непередаваемое удовольствие. И обязательно разок другой проехать нужную станцию, увлекшись сюжетом! «Neverwhere» («Задверье» или «Никогде») Нила Геймана, пожалуй, лучшая книга про подземный город. Пусть над ним вовсе не Петербург, а Лондон, сомнений в том, где рождается настоящая городская магия этого мира, в общем-то, не остается.

Мифология
Питерская подземка – просто генератор городских мемов, родина северного городского фольклора. И названия станций, и цвета веток, и хитрые пересадочные узлы – все это превращается в уникальный код для тех, кто уже освоился в этом городе. Мы мыслим расстояния станциями метро, планируем прогулки (в том числе и ночные), ориентируясь на режим подземки. С первым поездом город просыпается (или продолжает посапывать в вагоне). И если московское метро – рассадник тайных заговоров и мечта конспирологов, то легенды петербургского метро совершенно другие по духу и настроению.

И снова книги. Точнее – книга
Вот из всего, о чем сказано выше, сформировалась идея и вылупился путеводитель. Но просто рассказать о метро Петербурга было недостаточно. Его надо прочувствовать (или заставить прочувствовать). Потому путеводитель превратился в книгу-игру.

Представьте суперспособность, которая помогает замедлять течение времени. Постарайтесь поймать это ощущение и научится его вызывать. Потому что именно оно понадобится, чтобы исследовать метро. Увидеть все то, что раньше пролетало мимо яркими размытыми полосами. Пускай вокруг снуют пассажиры и взлетают гулкие поезда, поймайте правильный чуть замедленный ритм. Берите «путеводитель по станциям» и отправляйтесь исследовать то, что спрятано под городом.

Уведомить о выходе книги