В поисках Наполеона: путешествие на Эльбу. Часть 1: «География»

На главном фото: возможно, именно так Наполеон плыл к Эльбе… (Передний план — Эльба, задний план — Корсика, родина Наполеона.) 

Итак, проект «Наполеон» — стартовал. И чтобы создать Ту Самую книгу, «Фордевинд» отправился в путешествие: исследовать места, где можно пройти по следам великого Бонапарта. 

Если выйти на берег моря в районе города Чечины (область Тоскана, местность Маремма), в хорошую погоду можно разглядеть на горизонте гористый массив земли. Это французский остров Корсика, – родина Наполеона Бонапарта. На фоне гор Корсики более четко проступают горы поменьше – это остров Эльба, место первой ссылки Бонапарта. По сути дела весь жизненный путь великого французского императора укладывается между этими островами, разделенными 60 километрами Тирренского моря: и Тулон, и Париж, и покорение Европы, и Египетский поход, и Аустерлиц, и Бородино, и Москва, и переправа через Березину, и сражение под Лейпцигом. После — только Ватерлоо и остров Святой Елены в Южной Атлантике...

Итак, наш путь лежит к Наполеону на остров Эльба. Сориентируемся: на абсолютно плоской Маремме *, левее Эльбы, возвышается небольшая одинокая гора. Это полуостров Пьомбино, там же расположен город и порт Пьомбино, откуда отправляются паромы на остров Эльба. Нам туда, по Аврелиевой дороге ** километров 20!

[* Маремма — бывшая когда-то житницей Римской империи, в Средние века Маремма сильно деградировала, поля сменили болота, вокруг свирепствовала малярия, люди ушли, и Маремма превратилась в прибежище для разбойников и пиратов. Такой она и была во времена Наполеона. Фактически — дыра. Нормальная жизнь вернулась в Маремму только во второй половине XIX века, когда болота стали осушать, с пиратами — бороться, построили железную дорогу, а вдоль нее выросли города. Поэтому ныне это вполне себе курортная местность, знаменитая прибрежными хвойными лесами, высаженными для защиты побережья от морских ветров.]

[** Аврелиева дорога — построеннаяпо инициативе отставного римского цензора (Это не нынешний цензор! Цензорами в Древнем Риме называли чиновников, занимавшихся финансовым контролем.) Гая Аврелия Котты, Аврелиева дорога служит людям и поныне. Разумеется, ее заасфальтировали, на перекрестках устроили круговое движение, повесили знаки и установили электронные системы контроля скорости, и теперь она называется просто Via Aurelia. Как во времена Римской империи, так и сейчас ,Аврелиева дорога ведет из Рима вдоль берега Тирренского моря в город Пизу. Ближе к Пизе горы отступают от моря, и дорога проходит через Маремму.]

Порт Пьомбино не произвел приятного впечатления, – типичный «ржавый» промышленный порт. Это понятно, ведь в городе расположен крупный металлургический комбинат Арчелор-Миттал (тут же как-то участвует наша «Северсталь»). Во времена Наполеона здесь тоже развивалась металлургия – недаром Наполеон, захватив Тоскану, вырезал этот лакомый кусочек земли вокруг Пьомбино, оформил его в виде независимого государства – Княжества Лукка и Пьомбино — и подарил своей старшей сестре, Элизе Бонапарт. Видимо, все Бонапарты были хорошими менеджерами: Элиза успешно развивала свое карликовое государство, и за это брат сделал ее Великой герцогиней Тосканской. Пьомбинское княжество упразднили и объединили с остальной Тосканой, а Элиза со своим двором переехала во Флоренцию. (К Элизе Бонапарт мы еще вернемся в одной из следующих частей описания путешествия…)

На Эльбу из Пьомбино примерно раз в час летом и реже в остальные времена года ходят паромы двух пароходных компаний: Moby и Toremar. Если паромы Toremar оформлены строго, то паромы Moby, в противовес унылому промышленному пейзажу, веселенькие – на борту нарисованы мультяшные киты, рыбки, человечки, жирафы, львы и другие персонажи. Их автор известный детский художник, мультипликатор и карикатурист из Аргентины Гильермо Мордилло. Кстати, последний паром уходит полдевятого вечера – долго на Эльбе не засидишься!

Плыть до Эльбы на современном пароме минут 30-40. Наполеон плыл значительно дольше и, разумеется, не из Пьомбино. Для него это было настоящее многодневное морское путешествие. 
Эльба – большой остров, третий по размеру итальянский остров после Сардинии и Сицилии. Издалека остров отдаленно напоминает верблюда, зачем-то погрузившегося на дно, но так, что два его горба остались торчать над водой. На нем несколько городов, и самый главный город – это Портоферрайо, который расположен между двух гор-горбов, поросших лесом. Когда подплываешь к главному городу Эльбы, становится понятно, почему Портоферрайо построили именно в этой части острова: это единственное более-менее плоское место без обрывов и к тому же с удобной бухтой. (Продолжение следует...)


Путешественники «Фордевинда»: Евгений Бурлаков, Ирина Бурлакова. Фото: Евгений Бурлаков.
Редакционное исследование к книге Б.Г. Кипниса «Наполеон»

На фотографиях: Порт Пьомбино, пролив Пьомбино (справа — Италия, слева — Эльба и, на дальнем плане, Корсика), панорама острова Эльба

Следующая часть: «Прибытие императора»

Уведомить о выходе книги